Задумалась недавно, что жанр литературной критики, во всяком случае, на русском, благополучно загнулся (на мой взгляд), а жанр литературного обозрения.... мммм, сомнителен. Поясню.
В чем разница между критикой и обозрением? Критика автороориентирована, критик, грубо говоря, рассказывает автору, что он написал более-менее херню, а обозрение нацелено на конечного потребителя, на нас с вами. И тут такой нюанс. Я не зря выбрала слово "потребитель", потому что оно, в отличие от "читателя", несет коммерческую окраску. Критика - менее коммерциализирована, обозрение, разумеется, более, и тут мы имеем проблему.
Обозреватель в идеальном мире должен бы ориентироваться исключительно на качество текста, но на деле я часто встречаю в книжных обозрениях на разных языках откровенный шлак - без пометки о том, что это шлак. Понятно, что все хотят кушать, книжные обозреватели в том числе, поэтому иногда им приходится выдавать за повидло совершенно иную субстанцию.
Но опять же, все крайне субъективно. Поэтому при выборе книг руководствоваться стоит, как бы не банально это звучало, исключительно рекомендациями друзей и собственным литературным вкусом, наработанным со временем. Иного пути нет. Поэтому, в принципе, можете смело наплевать на все, что я напишу ниже, вам это ни разу не поможет в выборе чтива, хахаха. Даже несмотря на то, что мне никто за рекомендации денег не платит))))
1. Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»
Сюзанна Кларк - это очень годный фэнтезийный автор, почему-то несправедливо обойденный вниманием широкой публики, по крайней мере, русскоязычной. У Кларк довольно неторопливая манера повествования, очень английская, пропитанная незлым тонким юмором. Почему-то ее любят сравнивать с Диккенсом, хотя, на мой взгляд, она больше напоминает Джейн Остин, но несколько минорнее последней. Кларк описывает альтернативную вселенную, где в Англии 19-го века бок о бок сосуществуют Наполеон, Нельсон… и волшебники, точнее, два волшебника – «официальный», обласканный властью пожилой чародей Норрелл и молодой, но перспективный Стрендж. Роман вообще-то не о волшебстве. Он, скорее, о взаимоотношениях, о том, что называется дружбой, а что – любовью, об англичанах и Англии, и о жизни в целом. Я встречалась с критикой в адрес романа, дескать, он слишком затянутый, но, как любитель масштабных жанров и эпического, хе-хе, повествования, отказываюсь считать это недостатком. «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» - действительно очень хорошая книга, которая отлично зайдет любителям серьезной литературы, несмотря на свой несерьезный, казалось бы, жанр. Кларк – это спасение для тех людей, которые считали жанр фэнтези похороненным усилиями Макса, прости господи, Фрая и прочих мартынчик. Стронгли рекоммендед.
2. Майкл Каннингем «Снежная королева»
Я очень люблю Каннингема. Я вообще очень люблю американских романистов, наверное, больше, чем любых других, за исключением, разве что, латиноамериканцев. При этом связно сформулировать, о чем пишет Каннингем, очень тяжело. Помните фильм Бертолуччи «Ускользающая красота»? Вот Каннингем – это ускользающая красота в прозе. Каннингем пишет об очень болезненных вещах – о смерти, о самоубийствах, о гомосексуальности, о раке, об одиночестве – но делает это абсолютно без пошлости и надрыва, он делает наброски расплывчатыми мазками, Каннингем – это акварель от литературы. У его книг долгосрочный эффект, который настигает обычно через какое-то время после прочтения. «Снежная королева» - это полифионическая история о жителях Нью-Йорка, о смерти, о любви и об одиночестве.
3. Джулиан Барнс «Нечего бояться»
Так вышло, что во время своего двухнедельного отпуска на Кипре первые семь дней я читала исключительно книги о смерти и переходе в другой мир. Я с трудом могу охарактеризовать жанр «Нечего бояться» - это нечто среднее между мемуарами, философией и эссе на тему страха смерти. Я из тех счастливых людей, которые в силу то ли некоей моральной тупости, то ли оптимизма, граничащего с душевной болезнью, страха смерти не испытывают, поэтому для меня подобные книги – как шоу из серии «За стеклом». То есть интересно, конечно, почитать о том, что человек может лишиться сна и аппетита, страшась внезапного перехода в мир иной, но я абсолютно не понимаю, как навязчивый страх смерти вот так может отравить твое ежедневное существование. На мой взгляд, это уже из разряда душевных скорбей, а их книжками не вылечить. Но ознакомиться может быть забавно.
4. Филипп Арьес «Человек перед лицом смерти»
Если «Нечего бояться» - это довольно легкомысленное чтиво, несмотря на серьезность темы, то «Человек перед лицом смерти» - это серьезный академический труд, который описывает смерть и отношение к ней как своеобразное «лицо цивилизации». Собственно, «Человек перед лицом смерти» - это учебник по западной эсхатологии, и, надо сказать, очень интересный учебник. Там содержится куча очень занимательной информации о том, как в западной традиции трансформировалось отношение к смерти, покойникам и кладбищам, и эта трансформация, если честно, поражает и очень хорошо объясняет отношение к жизни современного европейца, которое менялось на протяжении веков настолько незаметно, что историки до Арьеса этот процесс практически не фиксировали. Очень интересная книга и написана, в отличие от многих академических трудов, доступно и понятно.